ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Есть бородатый анекдот о том, как городской лектор в течение трех часов читает в сельском клубе лекцию о первоочередных задачах строительства коммунизма, после чего просит задавать вопросы. С места поднимается старенький дедушка и просит: «Вот вы, судя по всему, человек образованный и грамотный. Так не могли бы Вы в двух словах пересказать то, о чем так долго сейчас рассказывали? » Попытаемся сделать общие выводы, кратко обобщив то, о чем мы так долго и подробно писали.

Вот 12 принципов управления проектом создания интернет-сайта, которых авторы книги настоятельно рекомендуют придерживаться:

• выясните готовность организации к инновационным изменениям. Это крайне необходимо вам для совместного (с руководством и исполнителями) формулирования концепции преобразований, элементом которых и является сайт. Концепция, ясно сформулированная, принятая и поддерживаемая всеми участниками проекта от руководства до исполнителей, — ключ к успешным инновационным изменениям;

• идентифицируйте и снижайте риски. Как можно раньше и чаще получайте информацию об отклонениях планируемых показателей, разбивайте работы и риски по этапам, вводите в проект контрольные точки и «спусковые крючки», анализируйте прецеденты, разрабатывайте программы уменьшения и компенсации риска;

• планируйте работы. Только после расчетов высказывайте свое мнение о сроках и необходимых ресурсах. Лучше сделать меньше и раньше, чем закончить грандиозную работу с опозданием. Только с помощью планирования можно направлять творческую мысль по максимально короткому пути к достижению цели;

управляйте конфликтами. Конфликты — естественный процесс создания инновации. В успешных проектах с конфликтами обходятся конструктивно и открыто: царит свободный обмен объективной информацией о ходе проекта, есть гласные возможности для критики предлагаемых решений;

доверяйте специалистам проекта. Это способствует повышению ответственности, инициативности и самоорганизации специалистов в работе. Кроме того, атмосфера взаимного доверия весьма способствует совместному принятию правильных и продуманных решений, поддерживаемых всеми при исполнении;

стимулируйте инновационную активность сотрудников независимо от их должности. Работа над проектом сама по себе должна мотивировать сотрудника к творчеству. Излишняя должностная формализация отношений снижает ролевую активность, имеющую первостепенное значение в инновационном процессе;

создайте правильную коммуникативную систему. Быстрое и целевое распространение информации — «сырье» для инноваций и одновременно необходимое условие контроля изменений. Конфликты могут возникать только при обсуждении проблем, а не вследствие нарушения коммуникаций — административных, функциональных, личностных;

не пренебрегайте процедурами и разделяйте этапы работы.

Именно благодаря четко организованной работе можно зафиксировать общие решения и упорядочить творческую активность сотрудников. Заблаговременное определение процедур принятия общих решений снизит уровень конфликтов среди сотрудников и повысит лояльность исполнителей к руководителю проекта;

организуйте работу с документами. Не стоит полагаться на устные договоренности, которые со временем забываются. Важнейшие решения, требования и процессы проекта должны быть зафиксированы для их периодической сверки с реальным состоянием дел. Вместе с тем помните, что формальные документы — обратная сторона генерирования творческих идей и по возможности не смешивайте в «одной голове» эти два процесса; опирайтесь на стандарты и методологии работы. Задачи, ко-

дую часть оценить через традиционные и типовые методики, стандарты и прецеденты. Не стоит тратить время на изобретение колеса, если вы решили изобрести велосипед. Используйте наработки известных и проверенных практикой методик;

• своевременно контролируйте и оценивайте результаты. Полагаясь на специалистов, помните, что доверие и контроль — это не одно и тоже. Устанавливайте понятные и однозначные процедуры и критерии оценки работ. Критериями выбирайте измеряемые показатели: время, затраты и т.п. Информация о проблемах должна появиться у вас до, а не после возникновения самих проблем;

• не переоценивайте возможности, которыми располагаете. Критично оцените масштабность своего замысла и свою компетентность. Претендуя на ведущие позиции на рынке, помните, что уровень специалистов и затраты на проект должны соответствовать замыслам. Не полагайтесь всецело на новые CASE-средства, ведь это только средства. По возможности начинайте работу с реализации несложных задач, разбив сложный проект на несколько более простых подпроектов.

Читая эту книгу, вы получили много практических советов по всем этапам управления проектом. Держать в голове все наши советы непросто. Тем не менее предлагаем вам «хотя бы» не забывать об этих простых правилах успешного управления проектом, придерживаясь которых вы наверняка избежите большинства ошибок.

Hosted by uCoz