ЧАСТЬ 2

Разрабатывать или покупать?

•> Вы HG первые •* Рынок готовых решении -> Варианты их приобретении -> Возможности практического использования ** «Коробочные продукты» вам помогут -> Аренда сетевых решений: за и против -» В каких случаях разрабатывать интернет-сайт своими сипами? -> Веб-студии могут работать на вас •* Что такое системный интегратор? -* Не повторяйте ошибок -f Выводы

Уж если вы приняли окончательное решение о создании интернет-сайта, необходимо сделать его качественно и профессионально, от начала и до конца, чтобы потом не приходилось сообщать любопытствующим: дескать, сайт у вас есть, но он еще не совсем готов. Поверьте, хуже отсутствия интернет-сайта может быть только вечная надпись «under construction» на первой странице. Поэтому важно трезво оценить свои возможности, прежде чем приступать к разработке.

Желательно также оценить возможности интернет-рынка, поскольку может оказаться, что требуемый продукт дешевле приобрести, чем разработать самостоятельно. Бывает и так, что основные компоненты интернет-сайта поставляются бесплатно или «условно есплатно» (с отсрочкой платежа). Однако помните: чем меньше вы платите, тем больше вероятность того, что вы получаете не совсем ° или совсем не то, что ищете. Таким образом, пользоваться гото-Ыми решениями рекомендуется в первую очередь создателям типовых интернет-сайтов.

ем же, кто не желает сливаться с общей массой, придется за-Ратить больше времени и сил. Зато есть шанс выделиться ориги-^ьными разработками. У этой категории будущих владельцев тов есть две возможности: создать интернет-ресурс собствен-силами или заказать «на стороне».

Как принять правильное решение, кому поручить разработку интернет-сайта и стоит ли отдавать заранее любимое детище в чужие руки? Ответам на эти и другие вопросы посвящена данная часть.

ПРИОБРЕТЕНИЕ ГОТОВЫХ РЕШЕНИЙ

Одна из тенденций последнего времени — покупка готовых интернет-решений. Компании, испытывающие желание как можно быстрее выйти на виртуальный рынок, стремятся побыстрее создать свой интернет-сайт. И создатели интернет-решений идут навстречу таким пожеланиям, предлагая широкий спектр продуктов: от отдельных элементов управления и наборов программных модулей, которые можно организовать по своему усмотрению, до интернет-магазинов «под ключ» и программ управления контентом. Вместе с тем, выигрывая в скорости создания и стоимости таких проектов, будущий владелец зачастую ощутимо теряет в возможностях адекватно реализовывать задачи своего бизнеса. Типовые решения не учитывают всех ваших пожеланий, и поэтому приходится довольствоваться тем, что есть в наличии.

Если проводить аналогии с традиционным бизнесом, у владельца будущего интернет-магазина или интернет-офиса есть следующие пути создания виртуального места встречи с клиентами:

• купить земельный участок, выстроить на нем торговый (офисный) комплекс, произвести внутреннюю отделку и обставить его по своем усмотрению;

• купить готовое помещение, произвести косметический ремонт и укомплектовать офис мебелью;

• арендовать помещение с расставленными полками, столами, оргтехникой, фикусами в кадках и строить свою работу исходя из существующих реалий.

Кому-то вполне подойдет экономичное решение, а кто-то объедет все выставленные на продажу помещения и поймет, что для своего бизнеса он должен все или частично строить сам.

Видимо, вам придется найти золотую середину, удовлетворяющую вас с точки зрения широкого выбора возможностей, с одной стороны, и оптимальной стоимости — с другой.

Обзор возможностей приобретения

R первую очередь хочется отметить, что «готовые» решения элек-понной коммерции в значительной степени отличаются друг от пуга. Многое зависит от того, идет ли речь о проектах В2В или В2С. Да и целесообразность внедрения «готовых» решений тоже зависит от конкретной модели бизнеса. Универсальные решения, скорее, применимы в случае создания торговых систем, предназначенных для организации интернет-торговли и реализующих отношения типа продавец — покупатель, и только при условии соответствия этих решений ожиданиям и запросам целевой аудитории. Практическая задача будущих владельцев интернет-сайтов состоит именно в сопоставлении запросов аудитории с возможностями готовых решений.

Что приобретать, а что разрабатывать

Готовый интернет-сайт можно, конечно, заказать. Но он останется, скорее всего, мертвым памятником вашему пониманию проблем «сайтострое-ния» на момент подписания приемки-сдачи работ. Есть один закон: интернет-сайт нужно разрабатывать всегда, его нужно все время развивать. Это относится и к содержательному наполнению ресурса, и к добавлению ему функциональности. Поэтому неверно говорить о приобретении интернет-сайта как о разовом мероприятии. Стоимость создания интернет-ресурса «с нуля» до момента ввода его в эксплуатацию и стоимость его дальнейшего развития в течение года примерно равны.

Именно поэтому необходимо разделить работу по созданию и сопровождению интернет-сайта на Две части:

• ту, которую будет выполнять внешняя фирма;

*ту, что будут выполнять ваши собственные сотрудники.

Большинство работ по программированию, дизайну и раскрутке сайта целесообразно вынести за пределы фирмы и отдать профессионалам, а вот работы по постановке задач, содержательному наполнению ресурса и актуализации этого содержания, определению приоритетов развития функциональности лучше оставить своим сотрудникам. Если в фирме таких сотрудников нет или назначенным сотрудникам не хватает времени, придется решать кадровую проблему. Помните, что при смене всех программ и декора сайта (вместе с фирмой, которая вам их делала) вам все равно придется сохранить и обновить содержание старого ресурса. Лучше, чтобы это делали люди, которые помнят его историю.

Для самого начала работ лучше всего, конечно, формировать единую команду из своих сотрудников и сотрудников специализированной фирмы по разработке интернет-сайтов. После подписания первого акта приемки-сдачи ваши сотрудники уже смогут внятно рассказать, что нужно делать дальше: что заказывать, а что покупать. Но общий рецепт остается: больше чужих программистов и «коробочных продуктов». Разработка «легких» решений обычно сказывается на стоимости сопровождения интернет-сайта: небольшое программирование просто переносит труд с программистов на редакторов и модераторов интернет-сайта. А вот редакторов и модераторов нужно иметь своих, облегчая их работу с помощью хорошего программного обеспечения.

Веб-программированию уже десять лет, и за это время появилось множество «коробочных продуктов», предназначенных для по-строения самых изысканных сайтов. Важно определить: где пр0. легает граница разработки, настройки и покупки программ. Эт0 может быть операционная система, веб-сервер, СУБД, сервер при. ложений, утилиты обслуживания интернет-ресурса, собственно страницы, декор (часто называемый визуальным дизайном). Очевидно, что операционную систему и веб-сервер покупают (а в Рос. сии чаще «берут» бесплатно). Но вот уже СУБД могут и написать — простенькую, но свою. Сервер приложений (application server) назовут набором скриптов и напишут сами почти обязательно. И зря.

Пусть сапоги тачает сапожник, а пироги печет пирожник: помножьте зарплату программистов плюс стоимость их рабочих мест на время разработки, и вы наверняка получите сумму, много меньшую той, которую потратите на сервер приложений. Купите сервер приложений или просто освойте его, если он бесплатный, — и вы фантастически выиграете во времени. Еще один выигрыш — функциональность для следующей версии.

Не забывайте, что любой «коробочный продукт» не представляет собой интернет-сайт в коробке: необходимую функциональность нужно с его помощью создать да еще и декорировать. Пусть этим займутся фирмы-профессионалы, знакомые с данным продуктом (хотя во многих маленьких фирмах с проблемой вполне справятся один-два программиста). А вашим работникам обязательно оставьте постановку задачи и наполнение полученного решения контентом. Увы, контент в коробке для «коробочного софта» не лежит.

Большое количество труда программистов, заложенное в «коробочном софте» сэкономит много времени сотрудников фирмы, вынужденных часто реорганизовывать свой сайт. По сути, значительное количество наименований «коробочного софта» для «сайтостроения» облегчают именно задачу реструктурирования ресурса. И не верьте, если вас уверяют, что реструктурировать интернет-сайт придется очень редко: эта операция гораздо более часта, чем можно себе представить, особенно если дешево обходится.

Отдельно остановимся на возможностях и степени интеграции готовых интернет-решений в создаваемый вами сайт. Для этог° проведем краткую оценку существующих сегодня групп прол}*' тов и опишем их возможности.

Интсрнет-магазины

товЫЙ интернет-магазин — это программное обеспечение, по-оляюШ66 разрабатывать и поддерживать торговую систему, ра-таюЩУ10 в онлайновом режиме. Как правило, готовый интернет-магазин осуществляет:

. информационное обслуживание покупателя;

. обработку заказов;

. проведение платежей;

. сбор и анализ различной статистической информации.

Полноценный интернет-магазин предоставляет интерфейс к базе данных продаваемых товаров (в виде каталога, прайс-листа), работает с виртуальной корзиной покупателя, оформляет заказы и регистрирует покупателя, предоставляет покупателю поддержку и консультации в онлайновом режиме, принимает и обеспечивает безопасность личной информации покупателя, осуществляет автоматическую обработку поступающих заказов (резервирует товар на складе, контролирует оплату и доставку товара).

Заказчик интернет-магазина получает готовую торговую площадку, которую необходимо лишь наполнить информацией о продаваемых товарах. Такой интернет-магазин, безусловно, позволяет перейти к работе с пользователем в кратчайшие сроки. Но вместе с тем пропадает возможность борьбы с конкурентами путем введения новых сервисов, ведь продукт не является вашим ноу-хау. Следовательно, вся конкуренция перемещается в область цен и дополнительных услуг в реальном бизнесе.

Еще один минус интернет-магазинов заключается в том, что они рассчитываются на усредненного заказчика, в силу чего часто не подходят для решения уникальных задач, если, конечно, вы ставите их перед собой.

Одним из крайних проявлений унификации интернет-торгов-

ли является участие в торговых рядах, когда вам предоставляются

°Рговые площади на большом торговом сайте, где уже размести-

и еще разместят свои товары многие фирмы. Несомненный ^с торговых рядов — изначальное наличие покупателей, ми-риск затеряться среди других продавцов и возможное от-интереса покупательской аудитории к вашей группе то-

Приобретение готовых Систем управпенип веБ-контентом

К наиболее известным на начало 2001 г. на российском рынке сиг темам управления веб-контентом (содержимым интернет-сайтов! можно отнести: Zope (www.zope.org), DynaSite (www.reksoft.ru/dY nasite), Communiware (www.communiware.ru), Parser (www.parser.rui Lotus QuickPlace (www. quickplace.com). Системы управления веб-контентом нельзя назвать готовым решением в полном смысле этого слова; это, условно говоря, конструкторы интернет-сайтов.

Все системы управления контентом представляют собой определенное программное обеспечение, устанавливаемое на веб-сервере и предназначенное для создания и обслуживания сайтов. Все они в том или ином объеме представляют возможности:

• независимо друг от друга создавать и в последующем изменять дизайн и наполнение;

• работать с интернет-сообществами (авторизация, персонификация, уровни доступа к контенту, возможность прямого общения с пользователем);

• осуществлять поддержку бизнес-процессов и минимизацию программистских усилий при разработке интернет-сайтов;

• хранить контенты в базах данных;

• управлять как контентом, так и дизайном через веб-интерфейс.

Работа клиента с такой системой сводится к интеграции дизайна в созданную на базе системы модульную структуру сайта.

Как видим, для решения тривиальных задач можно использовать имеющиеся на рынке продукты. Они отличаются большей устойчивостью, не требуют длительного периода на разработку и установку, разрабатываются профессионалами, к которым вы можете обратиться с любыми вопросами, возникшими в процессе эксплуатации. Те же, кто стремится к созданию уникальных решений, должны будут сами шаг за шагом пройти и все этапы создания интернет-сайта, начиная с его анализа и заканчивая размещением.

Типовые решения веБ-студий и системных интеграторов

Приобретая компьютерную технику и необходимое программ^0 обеспечение, предприятия обычно вынуждены нанимать спеЦ#а листов или даже создавать целые отделы, в задачу которых вход11

лдержка всего программно-технического комплекса. Это доволь-11 серьезные затраты. С другой стороны, есть организации, кото-специализируются на выполнении ряда работ, снимающих , забот и лишних затрат с предприятий. Если вы внимательно

смотрите на рекламные объявления, то наверняка найдете там оеддожения по подключению к Сети, разработке интернет-стра-И1т и интернет-магазинов, предоставлению дискового простран-

а на мощных веб-серверах, возможности доступа по высокоскоростным каналам и т.п. Компании, системные интеграторы, интернет- или сервис-провайдеры, всегда готовы предложить не только стандартные решения, но и разработку проектов по индивидуальным заказам, а также, как правило, их дальнейшее сопровождение. И не надо быть выдающимся экономистом, чтобы посчитать выгоду от использования услуг специализированных организаций.

ASP — Application Service Provider (провайдеры сервис-приложений) — относительно новый тип обслуживания. Эти компании предлагают типовые решения в аренду. Данный вид бизнеса появился в связи с внедрением новых технологий, позволяющих использовать одно и то же приложение для любого количества интернет-сайтов и не только для них. Суть предложения ASP состоит втом, что клиент за относительно небольшие деньги получает возможность создать собственный сайт, имеющий широкий набор функций. При этом он уплачивает провайдеру приложений своеобразную «арендную плату» за использование в составе сайта заказчика тех или иных программ. Например, если вы хотите иметь интернет-магазин, снабженный помимо собственно «торговых» модулей функциями поиска, конференций и т.д., вам нет необходимости тратить весьма значительные деньги на разработку соответствующего программного обеспечения для них, как и для самого интернет-магазина.

С развитием Интернета появилась возможность получать услуги посредством доступа к поставщику решений через Глобальную сеть. Таким образом, обладая каналом доступа в Интернет, клиент становится географически независимым и волен выбирать себе °ставщика услуг уже не по принципу «чем ближе, тем лучше», по соотношению цены и качества. Не секрет, что гораздо выгод-

и арендовать готовое решение, чем покупать или разрабатывать

0 своими силами, тратя при этом массу времени и энергии.

услуги такого типа дают ощутимую выгоду арендатору не толь-

в Деньгах. Они позволяют ему вести гибкую политику по исполь-ю арендуемых решений, так как он совершенно независим

и в дальнейшем может без проблем поменять спектр используемь& решений, обратиться к другому поставщику. Теперь подумайте, чт было бы, если бы вы для решения какой-либо задачи приобред,, технику, наняли специалистов, разработали программный продук;т но ошиблись. Таких примеров хватает, и становится очевидной перспектива услуг ASP.

Для получения желаемого результата достаточно обратиться к ASP-компании, которая разработает для вашего сайта уникальный дизайн (разумеется, это может сделать и другая компания) и «подключит» к нему тот набор уже существующих приложений который будет необходим для достижения требуемой функциональности. При этом физически ваш интернет-сайт может находиться на одном веб-сервере, а программы, с ним связанные, на одном или более веб-серверов ASP. В большинстве случаев вопросы, связанные с хостингом вашего ресурса, решаются здесь же. ASP-компания предоставит вам услуги по хостингу сайта на соответствующей программно-аппаратной платформе, а также по регистрации домена и другие связанные услуги (например, поддержку некоторого количества почтовых ящиков для вашей компании).

Существенным преимуществом такой формы обслуживания является быстрота выполнения ваших пожеланий (вы получаете готовый продукт, снабженный достаточно сложными информационными модулями в несколько раз быстрее, чем если бы его специально разрабатывали для вас), относительно невысокая стоимость услуг, статистически большая надежность системы в целом, отсутствие необходимости искать провайдера, предоставляющего услуги хостинга, снижение (иногда весьма существенное) расходов, связанных с поддержкой. Последнее связано с тем, что ваш интернет-сайт сам по себе будет являться гораздо более простои системой, чем аналогичная по функциональности система, разра' ботанная специально для вас. Соответственно расходы на подл6!3" жание простой и компактной системы ниже расходов на подл6?* ку системы, содержащей сложные функциональные модули. В ел} чае ASP поддержка работоспособности отдельных приложений яв ляется задачей самого провайдера аналогично тому, как ремонт гос тиницы — дело ее владельца. Впрочем, действуя таким образом. Б существенно ограничиваете для себя возможность маневра в час принятия решения о размещении сайта. Фактически конкретнь технологические решения разных ASP-компаний могут существе ным образом различаться. Поэтому переход от одного провайА6" приложений к другому иногда весьма непрост. Еще более

ТЙчным является отказ от услуг ASP вовсе. В этом случае вы окапаетесь технологически в той же ситуации, что и с самого начато есть без интернет-сайта. Тот набор скриптов, который будет писан для вас ASP-компанией, работает, скорее всего, только с ее приложениями. Разумеется, окончательное решение будет принято вами на основе сугубо экономических расчетов.

На Западе крупные компании по продаже компьютерной техники ищут партнерских связей с провайдерами ASP, предлагающими вместе с компьютерами еще и нужные для покупателей решения. По данным ASP Industry Consortium (www.aspconsortium.com), к концу 2001 г. до 50% немецких и британских компаний воспользуются услугами ASP. Компания Microsoft имеет портал www.bcentral.com, позволяющий за умеренные деньги создать свой интернет-сайт и электронный магазин.

В России в качестве стандартных предложений вы можете получить не только пространство на диске или выделенный веб-сервер, но и готовое для использования решение, например офисный пакет, систему организации документооборота, почтовую систему, решение по электронной коммерции и т.д. Может быть, одной из основных причин нашего отставания от Запада является недостаток качественных каналов связи, по которым и осуществляется общение между провайдером и клиентом. Будем надеяться, что это временное явление.

В типичных российских условиях нужно прежде всего ответить

на вопрос: насколько планируемое решение критически важно для

бизнеса? Если оно не критическое, то его можно арендовать, и это,

как правило, будет дешевле. Если решение чрезвычайно важно, то

при сегодняшнем уровне развития технологии его лучше всего

иметь в своей собственности. Таким образом, вопрос ставится не

только о стоимости обслуживания (реже — разработки) самого

Решения, сколько о стоимости убытков, связанных с теми или ины-

нарушениями в функционировании сетевого приложения.

значительной мере проблема снимается, если прописана сис-

Ма коммерческих штрафов, связанных с нарушениями сервиса

(д т°Роны оператора сетевой службы — провайдера приложений

д )• Такие соглашения об уровне сервиса (SLA— Service Level

KQ eement) пока не приняты в России, ибо предусматривают дра-

с °Вские штрафы за недоступность или неправильную работу

и Иса' Работает схема страховки: даже если вы пострадали от

Пия сервиса, у вас достаточно полученных в виде штрафа де-

ЕСЛИ ASP-приложение важно для вашего бизнеса, а его дер не хочет заключать SLA с солидными штрафными санкциями то лучше обеспечивать приложение на своих веб-серверах, н даже если провайдер подписывает в SLA приемлемые условия забудьте проверить его финансовое положение: обещание выпда тить большую сумму денег может быть никак не связано с возмо». ностями ее действительной выплаты.

Правда, собственные веб-серверы со своими приложениями сегодня надежней и дешевле ставить у провайдера, а не у себя в фирме: у провайдера на его территории и интернет-канал, как правило, надежней, и UPS в серверной стойке работает дольще и стоимость трафика меньше. Тут даже думать не нужно: если у вас есть посещаемый интернет-сайт, то он должен находиться на вебсервере, расположенном не у вас. Поставщики услуг уже пришли в наш мир и будут перетягивать на свою территорию все необходимые компаниям сервисы — один за другим. Вероятно, через пару-тройку лет и вопрос о критически важных бизнес-приложениях будет решаться всегда в сторону провайдера приложений, а не в сторону «фирменной самодеятельности».

Получение и аренда ASP-решений

Для ведения эффективной торговой деятельности необязательно изыскивать огромные средства и строить собственный гиперсупермаркет на центральной улице города. Часто гораздо проще арендовать необходимую площадь в уже действующем и на этой же улице. Правда, в Интернете многие торговые компании ведут себя совсем по-другому...

Многие исследования показывают, что для большинства торговых компаний интернет-деятельность, к сожалению, уже/еще не является главной стратегической задачей в развитии бизнеса на ближайшие 3-5 лет. И это понятно: постоянные изменения ассортимента, потребность быстро и гибко менять условия торговли и многие другие факторы зачастую сводят работу над созданием и развитием своего ресурса к бесконечной череде дорогостоящих переделок и доработок.

Готовые ASP-решения, на мой взгляд, — единственная возможность для таких компаний не отстать в интернет-развитии от конкурентов и не тратить неоправданно большие средства и время на быстроменяющуюся технологическую моду. Это действительно очень удобно, поскольку серьезные ASP-решения предоставляются в аренду сразу с пакетом рекламного, информационного и технологического обслуживания. Следовательно, сотрудники торговой компании могут продолжать заниматься своими прямыми профессиональными обязанностями.

По сути, ASP-технология — это конструктор, который позволяет без каких-либо специальных знаний получать высокотехнологичные интернет-решения в области электронного представительства и коммерции. Серьезные конструкторы, разработанные компаниями США и Европы, могут легко настраиваться (в том числе через Интернет) как по содержанию, так и по дизайну на различные ну*" ды торговой компании.

Основные преимущества ASP-решений:

• экономичность — несравнимо низкие из ки на разработку, технологическое, и

РАЗРАБОТКА «С НУЛЯ»

ли на секунду забыть о времени и деньгах, то разработка ин-нет-проекта <(С нудя» всегда предпочтительнее других вари-нтов, поскольку позволяет учитывать сегодняшние и завтрашние, а не вчерашние (как это бывает в случае со многими готовыми решениями) реалии рынка. Более того, есть возможность предусмотреть массу тонкостей, связанных именно с вашей целевой аудиторией.

Тем самым шансы на то, что будущий сайт станет наиболее привлекательным и современным на интернет-рынке, по крайней мере в вашей отрасли, существенно возрастут. И это не такая мелочь, как может показаться с первого взгляда. Ведь прежде всего интер-

ционное и рекламное обслуживание интернет-решений высокого уровня сложности: фронт-система, БД, Back Office, аппаратное и программное обеспечение и т.п.;

• надежность — как правило, интернет-решение может быть получено уже в течение одного-двух дней, причем это не просто «сделанный на коленке» интернет-сайт (над ним пыхтел большой коллектив, и зачастую все используемые технологии реально работают);

•технологичность — передовые технологии могут оказаться в распоряжении даже небольшой торговой компании, причем ей даже не придется вникать в их суть, ведь предлагаются уже готовые решения согласно реальным Интернет-потребностям;

гибкость — настройка или перенастройка решения не требует специальных знаний, достаточно минимального опыта работы с компьюте-Р°м и знания своего товарного ассортимента.

Основные недостатки ASP-решений:

0гРаниченность — разработчики таких ин-

еРнет-решений работают только над пакетом

Ражируемых технологий, поэтому реализа-

ция каких-либо специфических сервисов приводит к дополнительным затратам, пусть и небольшим;

» привязанность — выбрав компанию-разработчика, сложно использовать получаемое интернет-решение автономно от этой компании как по технологическим, так и полицензионным причинам.

Итак, я не советую торопиться тратить сразу много средств на «свой собственный» интернет-сайт. Сначала с помощью ASP-решения можно проверить:

• насколько интересна ваша продукция для интернет-аудитории;

• насколько ваш персонал готов обслуживать вашу деятельность в Интернете;

• как глубоко вы понимаете свои интернет-потребности.

В России ASP-технологиями только начали заниматься. Выстраивание технологической платформы предоставления таких услуг— затратная и рискованная деятельность. Однако я уверен, что рано или поздно такие услуги (предложения) будут популярны.

нет-пользователь обращает внимание на удобство сайта и соответ ствие современным веяниям. Так что хороший, удобный и запо минающийся ресурс — это половина успеха. Кроме того, вы буде те уверены как минимум в том, что получите в итоге то, что зака зывали, а не то, что пришло на ум удаленным разработчикам, и не то, что было в наличии у продавца готовых решений. Кроме того создавая сайт «с нуля», вы наверняка узнаете много нового об интернет-коммерции, лучше поймете механизмы взаимодействия с потенциальным покупателем и в результате наверняка будете знать, какие задачи можно решать с помощью сайта и в каком направлении он должен развиваться.

При разработке интернет-ресурса «с нуля» есть два основных способа проведения работ:

• прием на работу специалистов на постоянной или временной основе, организация отдела разработки интернет-сайта и проведение всего цикла работ внутри вашей компании собственными силами;

• привлечение внешних исполнителей к выполнению различных этапов работ. Вы только контролируете этапы разработки, а весь производственный цикл осуществляется вне компании.

Если все же вспомнить о времени и о деньгах, то почти всегда разработка одного и того же интернет-сайта «с нуля» обходится будущему владельцу несколько дороже, чем приобретение готового ресурса, да и время изготовления увеличивается иногда очень ощутимо.

Разработка собственными сипами

Привлечение специалистов и разработка интернет-проекта внутри компании позволяет вам достичь наибольшего влияния на процесс производства интернет-сайта. При таком варианте проведения работ вы сможете полностью контролировать соблюдение сроков и требований каждого этапа разработки, лучше всего поймете процессы создания и управления интернет-ресурсом, получите в итоге команду специалистов, которые впоследствии смогут эф' фективно сопровождать и поддерживать ваш сайт. Конечно, не исключено, что на этапе сопровождения вам не понадобится столь обширный штат, как на этапе разработки. Предвидя такую ситуэ-

трудовые договоры. К тому же ваш первоначальный взгляд на ятный режим работы сайта может измениться в процессе его здания, и вы осознаете целесообразность расширения группы технической поддержки.

разработа интернет-сайта собственными силами отнимает мно-времени, но при правильной организации работ в итоге удается остичь результата, максимально приближенного к желаемому.

BeD-cmyguu u консультанты

В 1995— 1996 гг. на просторах российского Интернета процветал так называемый «программистский» дизайн, когда системные администраторы или веб-мастера были в то же время и дизайнерами, и рекламистами. Сегодня в Интернет приходит все больше профессионалов из области печатного или графического дизайна. В це-

проекта. Разумеется, можно и нужно «отдавать на сторону» некие одноразовые задачи: разработку дизайна, например. Однако на пульсе всего проекта должна находиться ваша и только ваша рука.

Что вы в результате приобретаете? Первое — гибкость и мобильность, В случае с заказом интернет-сайта «на стороне» на добавление нового раздела, который показался вам нужным и актуальным, уйдет от двух недель до месяца, и обойдется вам это в копеечку. Если же разработчик сидит в соседнем кабинете, он может приступать к работе буквально через час после постановки задачи. Исправление же, скажем, орфографической ошибки вообще занимает минуты против часов, если это будет делать сторонний подрядчик.

Вторая причина, по которой стоит разрабатывать свой сайт самостоятельно, — интегрированность. Интернет уже сейчас становится таким же бизнес-каналом, как, скажем, факс или телефон. Разумеется, содержание вашего интернет-сайта должно как можно точнее и актуальнее отражать сущность происходящих процессов. Элементарный пример: публикация прайс-листа в Интернете становится нетривиальной задачей в случае, если поддержкой сайта занимается некто, находящийся за предела-

•спи разрабатывать, по своими сипами

(опрос о разработке крупного интернет-сайта (или Зрнтернет-портала) своими силами или передаче Цртой задачи на откуп сторонней организации мож-ю поставить проще: собираетесь вы финансиро-ь чей-то бизнес или предпочитаете развивать и? Если предположить, что мысль о собственном мтернет-сайте вас уже посетила, то вы также должны понимать, что принятие такого решения в лю-случае повлечет за собой расходы, тем более чачительные, чем серьезнее вы к этой теме наме-иы относиться.

Более 50% необходимой инфраструктуры для зработки и, что даже важнее, поддержания ин-:Рнет-сайта, скорее всего, у вас уже имеются. Это бочие места, оборудование, телефония, доступ Интернет. Дело за малым: нанять одного-двух :пециалистов в зависимости от предполагаемого и частоты обновления вашего интернет-

лом все студии интернет- или веб-дизайна можно разделить на тт> категории.

Большинство студий на сегодняшний день может быть отнес но к любительским. Они зачастую состоят из одного-двух челов и иногда не имеют даже юридической регистрации, то есть рад тают на частной основе, в домашних условиях. Сотрудники таки студий зачастую имеют основное место работы или учебы, а ин тернет-дизайном занимаются «в свое удовольствие». Эти студи,, предлагают заказчикам создать сайт по крайне низкой цене, что в сочетании с низким профессионализмом все же вряд ли может вас радовать. На рынке любительские студии ведут себя достаточно агрессивно: рассылают письма-предложения по организациям участвуют в тендерах и конкурсах. Основной аргумент таких сту. дий при общении с заказчиком — скорость работы и дешевизна. Другая часть студий, которую мы назовем студиями-сателлитами, выросла при IT-компаниях. Чаще всего сателлиты примыкают к компаниям, предоставляющим доступ в Интернет (провайдерам) или автоматизирующим деятельность предприятий (системным интеграторам) . В большинстве случаев студии-сателлиты не занимаются поиском заказчиков самостоятельно, а получают их из числа клиентов головной компании. Профессионализм сотрудников таких студий в целом выше, чем квалификация специалистов, работающих в любительских студиях. Цены на разработку интернет-сайтов вполне умеренные, но не баснословно низкие.

ми офиса. Что уж говорить о привлечении через Интернет новых партнеров?

Третья причина — контроль. Учитывая низкую стоимость вхождения в рынок, шансы связаться с непрофессиональной командой не так уж и призрачны, особенно если вас заботит минимизация расходов. В случае же разрыва контракта вполне может оказаться, например, что вы не являетесь владельцем домена, зарегистрированного для вас исполнителем. И даже в случае стопроцентной порядочности исполнителя при попытке сменить его вы все равно с большой вероятностью окажетесь один на один с морем исходных текстов, графики и кода, совершенно не документированного и абсолютно не переносимого не только между платформами, но и между веб-серверами одной и той же платформы.

Четвертая причина, которая будет выходить на первый план в ближайшие годы, — персонализа-

ция. Сделанная посторонним дядей работа всегда будет холодна,обезличена и «квадратна». Однако уже сейчас даже посетители корпоративных интернет-сайтов желают в полной мере использовать интерактивность Сети, Их не интересует глухая сверкающая стена пресс-релизов и галстучно-пид-жачных реляций, которой от них пытаются отгородиться. Первым в Сети в скором времени будет тот, кто сумеет повернуться к своим потребителям лицом, как они того заслуживают.

Итак, отдавая посторонним людям весь процесс разработки интернет-сайта, вы полностью теряете возможность непосредственно влиять на ситуацию и оказываетесь в положении пассажира такси (условием прибытия в конечный пункт по ра~ зумной цене является порядочность и профессионализм таксиста, который получает от вас инструк" ции. Одно дело, когда вы отправляетесь s разъезды раз в месяц. А если каждый день? Не разумнее ли нанять «своего» водителя?).

-сайтов. Обращаясь в такую компанию, вы, как правило, рассчитывать на качественную работу, поскольку изготов-ние сайтов здесь является не дополнительным источником долов, а основным видом деятельности. Особенности специализированных компаний:

. наличие креативных бюро (важно для тех, кто заинтересован в высокохудожественных интерфейсных решениях);

. в штате имеются разработчики программного обеспечения интернет-сайта (эти люди готовы проводить «глубокую» программную разработку под нетривиальную задачу).

Разумеется, данное разделение студий не универсально. И в специализированных компаний могут работать бракоделы, а среди любителей попадаются настоящие таланты. Однако при изготовлении сайта полагаться только и исключительно на везение все же не стоит.

Остановимся еще на одном преимуществе обращения в веб-студию. За период работы веб-студии через нее проходят самые прогрессивные технологии, многие специалисты. Идет самый настоящий «естественный отбор». В веб-студии аккумулируется большой объем профессиональных знаний, когда один специалист может оказывать оперативную и «бесплатную» консультацию своему коллеге, работающему по вашему проекту. Поэтому в составе оказываемых услуг заказчик веб-студии получает как минимум синер-гетическое коллективное решение своих проблем и значительно снижает возможность получить ошибку.

Привлечение фирм-консультантов по управлению проектами для построения вашего интернет-сайта может избавить вас от необходимости самостоятельно искать подрядчиков на выполнение работ. °нсультанты (генеральные подрядчики) могут взять ответствен-сть за выполнение всех работ на себя и уже искать субподрядчи-в самостоятельно. Если вы новичок на интернет-рынке и ваши аны грандиозны так же, как и финансовые возможности, то этот Риант как нельзя лучше подойдет для вас. Генеральный подряд-одновременно поможет решить вам массу проблем, например:

вопросы доработки структуры интернет-сайта;

правильное распределение полномочий между субподрядчиками;

• поиск соисполнителей с оптимальным соотношением по параметрам цена/качество/скорость;

• приемка этапов и общая приемка работ.

Ни веб-студия, ни производитель программного обеспечения для вашего интернет-сайта не могут выступать в этой роли, поскольку они не управляют проектом независимо от возможностей собственного производства. Ведь консультант решает задачи заказчика и обязан выбрать наиболее эффективный инструментарий, который не зависит от продуктов и услуг, предоставляемых им самим или его партнерами.

Полноценный консультант по управлению интернет-проектом может предложить заказчику весь спектр услуг от анализа рынка до запуска в эксплуатацию и сопровождения.

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ

На этапе выбора вариантов создания интернет-сайта к типичным ошибкам можно отнести как чрезмерную самостоятельность, так и желание полностью перепоручить работы над проектом третьим лицам. Как можно избежать этих ошибок?

Во-первых, необходимо всегда быть в курсе дел. Ведь проект, который вы получите «на выходе», будет работать на вас, и то, как он будет работать, зависит от качества его выполнения.

Во-вторых, не стоит делать проект лично «под себя». В конце концов, вы не клиент, а владелец бизнеса. Поэтому доверяйте специалистам, если вы пригласили их на работу.

В-третьих, несмотря на предыдущий совет, если вы пригласили специалиста в области программирования или дизайна, не стоит задавать ему вопросы, касающиеся интернет-маркетинга. В большинстве случаев его мнение не будет иметь ничего общего с ре" альным положением дел.

Можно приводить еще много пожеланий. Все они будут св° диться к одному: исповедуйте взвешенный подход к решени задач и не стесняйтесь задавать вопросы специалистам. так вы сможете избежать ошибочных путей, пройденных до другими.

/лтвет на вопрос «Разрабатывать или покупать?» зависит от многих ключевых факторов. Попытаемся изложить их в одной сводной таблице, выводы которой будут носить скорей рекомендательный, чем обязательный характер

В качестве рекомендации добавим, что существует масса промежуточных решений, когда часть интернет-сайта можно разра-отать самостоятельно, а другую реализовать на основе решений, Редставленных на рынке. Скорей всего, именно такой подход вам Ужен. Следовательно, предстоит понять, какие элементы интер--саита требуют вашего непосредственного участия в разработ-1 а где можно применить готовые решения.

Поручить работу профессионалам — неплохое решение. Но, просто приняв его, вы еще не приблизились к осуществлению заветной цели. Как и на любом рынке с дефицитом исполнителей (к числу таких рынков, безусловно, относится Интернет), в Сети хватает и дилетантов, считающих себя матерыми специалистами, и шабашников, предлагающих демпинговые цены при весьма посредственном качестве, и откровенных халтурщиков, рассчитывающих на непрофессионализм и плохую осведомленность клиента. Все эти категории потенциальных подрядчиков скрываются за гордыми вывесками «Студия интернет-дизайна» и снимают пенки с доверчивых фирм, как это в свое время делали персонажи Ильфа и Петрова— «участники» автопробега.

Поиск профессиональных исполнителей — весьма важный и от-етственный этап ваших действий. Окончательному выбору долж-НЬ1 предшествовать:

* анализ рынка подрядчиков;

оценка их возможностей применительно к вашему конкретному случаю.

олне вероятно, что в процессе поиска будет найдено несколь-Вн 'Л'ИИ| возможности и послужной список которых одинаково ительны. Если вы не стеснены сроками, можете провести стУДиями конкурс, но перед этим обязательно взвесьте все «против».

Только убедившись в том, что найденные вами исполнители способны справиться с поставленной задачей, можно переходить к д0. кументальному оформлению отношений с ними. При этом не спешите на радостях подписывать «типовой договор», внимательно ознакомьтесь со всеми его пунктами. Может случиться так, что небольшие дополнения и изменения впоследствии помогут вам избежать лишних недоразумений.

В данной части мы подробно остановимся на всех вопросах, связанных с выбором подрядчика.

ПРЕЖДЕ ЧЕМ ПРИСТУПИТЬ К ПОИСКУ

Прежде чем начинать исследование рынка студий, остановитесь и подумайте: верно ли сформулирована цель создания вашего сайта?

Попробуйте представить, какое впечатление произведет сайт на посетителя, только что на него попавшего. Поставьте себя на его место и подумайте, что происходит в его голове, когда он оказывается на вашем «крылечке». Каковы будут дальнейшие действия посетителя вашего ресурса? Что вам надо сделать, чтобы заставить пользователя остаться и совершить какие-нибудь действия?

Не менее важно вспомнить и о вашей целевой аудитории. Знаете ли вы, кто ее составляет? Если интернет-сайт задуман как коммерческий, каким образом он будет приносить деньги? Если ресурс уже есть, но вы хотите его изменить, сформулируйте для себя, что в нем работает, что не работает и что, на ваш взгляд, требует модификации.

Аббревиатуры PHP, JSP, ASP, CFM сейчас вам ни о чем не говорят (конечно, пока вы не заглянете в словарь, размещенный в конце книги). Но имейте в виду, что это тот самый «суп», в котором «варятся» студии и который непременно будет иметь отношение к вашему сайту. Вам не надо становиться специалистом во всех эти вопросах, но кое-какое представление о технологии создания саи та получить все же нужно.

Посмотрите еще раз на описание вашего ресурса, которое в принесете в студию (к этому времени бизнес-план с описанием У^ написан, и сейчас вы держите его в руках): уверены ли вы в то -что описание достаточно ясно и детально характеризует ваши Я | желания и требования к будущему сайту? Bt

Остановимся и на выборе подрядчика по разработке — веб-сту-

и Студии умеют делать много различных вещей, владеют массой приемов, каждая имеет свои секреты; разные студии называ-ют очень разные цены, в сущности, за одни и те же работы. Вы понимаете, что именно правильно и неправильно для вас?

Когда все вопросы уяснены, не забудьте о собственности на технологии, лежащие в основе работы вашего интернет-сайта. Будете ли вы их собственником? (Чаще всего, кстати, нет.)

Определите для себя сроки, когда вы хотите, чтобы сайт был построен; сколько вы хотите за него заплатить, как собираетесь взаимодействовать со студией и отслеживать график работ?

ПОИСК ПОДРЯДЧИКОВ

Приступая к поиску подрядчика, вы прежде всего обнаружите на рынке великое множество студий. Вот список услуг, обычно предоставляемых ими:

• разработка концепции и дизайна сайтов компаний;

• создание фирменного стиля сайта заказчика;

• создание, оформление и размещение виртуальных веб-серверов заказчиков;

• создание HTML-документов на основе оригинал-макетов заказчиков (MS Word, CorelDraw, Pagemaker и др.);

• сканирование и обработка графических изображений;

• создание программного обеспечения и баз данных (C++, Perl, Shell, Java, Java-Script, PHP, SQL);

• установка сервисов: поисковых систем, гостевых книг, чата, конференций, счетчиков посещений и др.;

• Регистрация доменов;

' хостинг: предоставление виртуального пространства на вебсервере студии или хостинг реального веб-сервера заказчика;

Регистрация интернет-сайта в наиболее популярных российских/зарубежных поисковых системах;

информационная и техническая поддержка; ' изготовление баннеров; планирование и проведение рекламных компаний;

• консультации по вопросам стратегического развития;

• проведение маркетинговых исследований.

Если вы внимательно изучите портфолио студий, то обратите внимание на то, что кому-то лучше удаются интернет-сайты онлайновых журналов и газет, а кому-то — магазины и каталоги. Одш студия замечательно справляется с дизайном, другая обладает хорошей технологической базой.

Не забывайте и о консультационных агентствах, которые, хотя сами и не занимаются производством интернет-ресурсов, могут оказать существенную помощь и на стадии формулировки целей и задач вашего интернет-сайта, и на стадии подготовки технического задания для его производства, а также помогут с выбором студии-субподрядчика, поскольку знают этот рынок и представляют, кто и что умеет делать.

Если вы решили, что не в состоянии самостоятельно найти подходящую для ваших задач студию без привлечения посредников, обратитесь за советом к вашим друзьям и знакомым. И даже к знакомым ваших знакомых. Те, кто уже прошел этот путь, могут дать дельный совет и рекомендовать хороших разработчиков.

Еще один канал поиска — это поисковые системы. В российском Интернете их не так много:

• @rus — www.atrus.ru;

• List — www.list.ru;

• Rambler — www.rambler.ru;

• Russia on the Net — www.ru;

• Stars — www.stars.ru;

• Апорт — www.aport.ru;

• Япс\ех — www.yandex.ru.

Для начала ищите по очевидным ключевым словам, например «веб-студия», «веб-дизайн», «создание интернет-сайта». Запрос можно усложнить, задав кусок фразы «разработка фирменного стиля интернет-сайта». Полученных результатов с лихвой хватит для того, чтобы начать составлять таблицу. На этом этапе вы сможете заполнить по крайней мере два столбца: название студи и URL (адрес) ее сайта.

Ну, а особо настойчивым и знающим английский язык можно #а всякий случай посоветовать провести поиск на ведущих мировЫ .,„„ ^т,^т,амя^ пп ключевым словам «web design in Russia»'

. Yahoo! — www.yahoo.com; . AltaVista — www.altavista.com; . Google — www.google.com.

Помните, что при работе с поисковыми системами имеет смысл

осматривать первые четыре-пять страниц списка; чем дальше, релевантность результатов поиска (то есть их отношение к вашим задачам) будет меньше.

Поиск студий по ссылкам на интернет-сайтах, которые вы уже нашли, бывает зачастую не менее результативным, чем поиск по ключевым словам. Обращайте внимание на такие разделы меню на сайтах, как Links или «Полезные ссылки». Не надо огорчаться, если не все интернет-ресурсы, по ссылкам которых вы пошли, существуют. Продолжайте поиски!

Еще один путь — посетить выставку, посвященную Интернету. Там вы получите живую информацию о студиях и их работах. Следите за событиями, анонсы регулярно публикуются на тематических сайтах.

И наконец, просто побродите по сайтам, выберите понравившийся вам стиль, дизайн и уровень технического исполнения, посмотрите, кем разработан ресурс. Как правило, ссылка указывается внизу главной страницы.

КРИТЕРИИ ВЫБОРА

Выбор студии интернет-дизайна — очень непростая задача. Во-первых, рынок услуг до сих пор окончательно не сформировался. В силу относительно высокого спроса на создание сайтов, с одной стороны, и сравнительной доступности самой технологии их построения, с другой, в Сети представлено огромное количество разнообразных студий. К сожалению, работы большинства из них не Отвечают минимальным требованиям, которые должны, а со вре-- енем и будут к ним предъявляться.

Первичный отбор студий можно произвести самостоятельно и поручить эту работу консультантам. Можно провести и тен-Р (поговорим об этом несколько позже). Помните, что работы оформлению сайта занимают существенный отрезок времени, с-^и вы не подготовитесь к ним как следует, то можете потерять только это время, но и деньги.

На каких критериях основывается оценка найденной студй{1? Рассмотрим наиболее важные из них.

1. Сайт студии наиболее объективно показывает ее максималь ные возможности. Посмотрите, сама ли студия сделала себ? сайт (обратите внимание на copyright) и по какому адресу Оц расположен. Излишне объяснять, почему не стоит работать со студией, пользующейся чужими услугами. Адрес должен вы-глядеть примерно как л\гт\г.название_студии.ги, а не как т\г\у.не_пойми_кто.ш/не_пойми_что/название_студии. Согласитесь, сложно ожидать качественной работы от компании, которая не накопила 20 долларов на регистрацию собственного домена и не сделала приличный сайт хотя бы для себя.

2. Размер компании определяется количеством сотрудников и разнообразием предоставляемых услуг. Большие известные компании, как правило, запрашивают за свои услуги больше. Не бойтесь обращаться к небольшим студиям. Смотрите на их работы и список клиентов. Потратьте время, чтобы по возможности найти хотя бы одного клиента, и спросите у него, как ему понравилось работать с этой студией. Если получите от него положительный отзыв об уровне сервиса и качестве дизайна, стоит оставить эту студию в вашем списке.

3. Местоположение студии. Говорят, в связи с тем что «Интернет везде», география не важна. Это не совсем так. Прежде всего расценки на одни и те же услуги, скажем, у студии, расположенной в центре города, будут выше, чем у студии, базирующейся в менее фешенебельном районе, хотя бы из-за разницы в аренде помещения. А студии в Краснодаре могут предоставить вам больше качественных услуг за меньшую цену, чем, скажем, в Москве. Однако надо помнить о простой и не преложной истине: дело идет быстрее и нужный результат получается надежнее, если вам не надо садиться на самоле • чтобы лично пообщаться с дизайнерами. Поэтому предпочт ние надо все же отдавать местным студиям. Несомненно, вают и приятные исключения, когда географически уд^ ные от вас команды работают не хуже и быстрее находят ся в соседнем доме.

ние надо обратить на список клиентов студии. Прежде всего он наглядно демонстрирует, что именно эта студия делает лучше всего (электронные магазины, корпоративные интернет-сайты или, например, поисковые системы и каталоги). Если вы планируете открыть интернет-магазин, стоит обращать внимание на тех, кто уже набил на этом руку и предлагает интернет-магазины в качестве своих продуктов. Задумывались ли вы, глядя на списки клиентов, о том, что время от времени одни и те же громкие имена появляются то тут, то там? Это может означать одно из двух:

• в какой-то момент именитые клиенты действительно являлись клиентами данной студии, но это было в прошлом;

• данная студия действительно делает работу для клиента, но только малую ее часть, а большая часть «пирога» находится в других руках.

Когда вы будете оценивать список клиентов студии, обратите внимание на следующие важные моменты:

• текущие ли это клиенты (предпочтение стоит отдать компании с хорошим списком текущих клиентов);

• посмотрите проекты, сделанные для этих клиентов. Насколько они аналогичны тому, что вы хотите заказать?

Посмотрите список работ и сами позвоните двум-трем предыдущим заказчикам. Если же на сайте студии нет раздела, в котором речь идет о предыдущих работах, обращаться в эту фирму не рекомендуется.

' Уровень работ студии. Уровень студии нужно оценивать по трем основным критериям: дизайн, маркетинг и техническое исполнение создаваемых сайтов. Последний критерий наиболее важен. Подумайте сами: нет сомнений, что найдется большое количество «чайников», только что купивших какой-ни-бУДь пакет прикладных программ вроде Front Page и способных «слепить» подходяще выглядящий сайт. Можно изучить книги по маркетингу, чтобы запустить сайт, и достичь некоторых результатов по его раскрутке. Но если вы не являетесь Действительно искусным программистом, никакие программы и книги не помогут вам создать нормально функциониру-*ощий ресурс. Очень часто заказчики прощают лизайнепам

то, как выглядит сайт, если он функционирует так, как это дей ствительно требуется. Поэтому предпочтение стоит отдат тем, кто, по вашему мнению, действительно знает, что делае Проанализируйте, насколько работы студии не похожи друг на друга. Есть умельцы, которые причесывают все сайты под одну гребенку. Получить от них оригинальное оформительское решение вашего ресурса наверняка будет сложно. А ваш сайт должен быть оригинальным, то есть должен превосхо дить сайты конкурентов, а не повторять их ошибки.

6. Студия не должна находиться в процессе реорганизации В противном случае она не сможет выдержать ваши сроки Зачастую реорганизация начинается после ухода из компании ключевых разработчиков, разногласий между акционерами или сбоев в системе поддержки бизнес-процессов компании.

7. Уровень использования CASE-средств. В настоящее время во всех серьезных интернет-компаниях применяют различные системы групповой работы при проектировании, разработке, планировании, распределении ресурсов и т.п. Именно с внедрения таких средств — собственного производства или готовых — начинают свою деятельность те, кто оказывает услуги на профессиональном уровне. Выясните, какими системами уже пользуются разработчики, и убедитесь, что использование этих технологий — не просто слова. Кстати, выяснить требования CASE-технологий необходимо для правильного составления проектной документации, учета затрат (об этом чуть ниже).

8. Наконец, спросите себя, а нравятся ли вам эти ребята? Помните, что вы будете общаться с этими людьми и доверите им ваш бизнес, следовательно, они должны быть вам симпатичны.

Кто-то скажет, что вышеприведенные критерии банальны. Однако иногда даже они не принимаются во внимание. Напомним, что на этом этапе подготовки у вас в руках уже должен находиться список студий с адресами и телефонами. Решение по последнему пункту вы, конечно же, примете после разговора с сотрудниками студии.

Какие вопросы нужно задать по телефону? В сущности, их не та много: вам надо выяснить условия хостинга, плату за трафик, Усл° вия технической поддержки, дальнейшие права собственности я

пиально-техническое обеспечение, возможности обеспечения ма ты сайта в случае технических неполадок, стоимость работ по Ра зводству вашего ресурса и сроки их выполнения. Остальные ПР DOCbi вы решите, когда окончательно выберете подрядчика. В С опаской отнеситесь к фиксированным ценам на изготовление "та Как мы уже говорили, ваш сайт должен быть уникальным одуктом, а это значит, что цену его изготовления нельзя опреде-ить заранее. Если же цена известна, то под видом уникального ям попытаются продать трафаретное шаблонное оформление. Общую стоимость ресурса можно определить только после согласования деталей проекта и ознакомления исполнителя с техническим заданием.

Если вы уже выбрали какую-то студию, нанесите туда визит. Это позволит узнать, в каких условиях работают ее сотрудники, каково на самом деле их число, насколько современна имеющаяся техника.

РАСЧЕТ СТОИМОСТИ РАБОТ

Есть две основных схемы оплаты работ: по видам работ и по часам, затраченным на создание сайта. Чтобы определиться с предпочтительной схемой непосредственно в вашем случае, необходимо осознать, что вы хотите от исполнителя.

Оплата по часам

вы решили использовать схему оплаты по часам, скорее всего, вам нужно не просто решение какой-либо прикладной задачи, постоянный поставщик услуг в области интернет-технологий для Решения большого объема задач, которые пока могут быть не определены до конца.

абота по схеме «Time & Material» (заказчик оплачивает время

еЧиалистов исполнителя, а также дополнительные возникающие

Жадные расходы (транспортные расходы, исследовательские

Риалы и т.д.)), требует определенного уровня доверия между

Ронами. Таким образом, традиционный для российских менед-

Ров подход «я плачу деньги, значит, и музыку заказываю» в этом

У4^ не действует. Отношения между сторонами больше напо-

минают равноправное партнерство, следовательно, нужно выбирать подрядчика, близкого вам по духу. Тогда взаимодействие меж ду сотрудниками двух компаний на постоянной основе будет максимально эффективным.

При использовании этого подхода и заказчик, и исполнитель гарантированы в достижении своих ожиданий от проекта. Заказчик оплатит работы исполнителя по факту затраченных ресурсов При этом исчезает риск со стороны заказчика, что он переплачивает за работу; у исполнителя пропадает страх, что проект окажется невыгодным из-за неопределенности в требованиях к конечному результату (при этом также пропадает возможность «срубить» шальные деньги на неопытном заказчике).

Схема оплаты услуг на затратной основе уже давно используется во всем мире для реализации услуг в области консалтинга. Она наиболее привлекательна для реализации сложных проектов в области автоматизации бизнеса, финансов и т.д. Эта схема требует от исполнителя четкой организации работ и эффективной системы внутреннего контроля, на основе которой строится проектная отчетность для заказчика.

Одним из основных возражений, с которым мы сталкиваемся при использовании схемы оплаты услуг на затратной основе, является факт доверия между заказчиком и исполнителем. Не получится ли, как в анекдоте про русского, который, играя в покер с партнерами-англичанами, узнал, что у них принято верить на слово и не проверять карты, и после этого ему стало «удивительно везти в картах» ? Откуда же я узнаю, говорят клиенты-скептики, что для решения этой задачи требуется столько времени, сколько будет написано в представленном мне отчете?

Очевидно, что без определенного уровня доверия работа по такой схеме практически невозможна. И заказчик, и исполнитель должны быть уверены в том, что решают одну общую задачу — достижение целей проекта наиболее эффективным способом.

Однако есть и более ощутимые механизмы контроля, построенные на долгосрочном и краткосрочном планировании. Участники проекта изначально знают, сколько ресурсов понадобится для решения той или иной задачи или выполнения этапа. Изменения в плане или использование дополнительных ресурсов возможно только по объективным причинам и с согласия сторон.

Первый (самый главный) совет при выборе поставщика услуг по данной модели — разговаривайте с теми людьми, которые будут предоставлять сервис, а не с теми, кто его продает. Не бойтесь

сить резюме этих людей, узнать об опыте их участия в дру-110 пооектах, провести собеседование с ними. Сможет ли менед-

проекта со стороны заказчика найти общий язык с командой олнителей? Склоки и разборки на уровне менеджеров проек-или даже системных инженеров могут привести к огромным отерям времени и ресурсов и даже к провалу проекта. Следующим фактором, без которого сама схема почасовой о плане будет работать, является наличие у исполнителя внутренней системы учета времени сотрудников. Без такой системы исполнитель просто не сможет в полной мере предоставлять услуги в области разработки и поддержки, потому что сам продукт (время) будет рассчитываться субъективно. Это открывает целое пиле для махинаций и спекуляций со временем, а значит, и с конечной ценой. На первой же встрече с потенциальным исполнителем, если вы рассчитываете на систему оплаты по часам, задайте ряд прямых вопросов:

• используется ли в вашей компании система учета времени? Какова она? Не принимайте ответы уровня «нам она не нужна» или «мы все записываем на бумажке, а потом вносим в таблицу Excel». Профессиональная сервисная компания обязательно использует или стандартные мировые системы учета рабочего времени либо имеет свою собственную, которую может продемонстрировать на встрече;

• какой уровень утилизации ресурсов считается в компании нормой? Утилизация ресурсов — отношение времени, которое покрывается коммерческими проектами, ко всему рабочему времени всех производственных сотрудников. Этот показатель очень похож на коэффициент полезного действия (КПД) в физике: он никогда не достигает 100% из-за болезни людей, промежутков между проектами, расходов на обучение и т.д., но не должен падать ниже 60%. Стандартный норматив уровня утилизации ресурсов для крупных западных компаний — около 75%.

Если не льстить своему самолюбию, скорее всего, вам будет ложно оценить качество внутренней системы учета времени У пРофессиональной сервисной компании, а также проверить уро-утилизации. Однако для вас наиболее важным является сам т наличия такой системы и знание исполнителя о проблеме ути-и. Если в ответ на ваши вопросы менеджер проекта со сто-исполнителя делает круглые глаза и жалобно смотрит на свое

начальство — работать с такой компанией на основе почасовой оплаты не рекомендуется.

Если компания — поставщик услуг доказала свою способность эффективно рассчитывать работы по часам, следующий вопрос который необходимо выяснить, — какую технологию управления проектами и взаимодействия с заказчиком по проекту использу. ет компания? В мире высоких технологий собран и обобщен немалый опыт в данной области. Свой вклад в форме детальной методологии внесли такие компании, как Microsoft (Microsoft Solution Framework), Oracle, Rational Software (Rational Unified Process) и многие другие. Определенные технологии и стандарты предлагает и традиционный рынок рекламы.

Компании — поставщики услуг в области интернет-технологий, как и консалтинговые компании, гордятся своей методологией и с удовольствием расскажут вам о ней. Отсутствие методологии может означать только то, что компания еще не доросла до серьезных проектов и разрабатывает системы интуитивно, «на глазок». Работать с такой компанией по принципу почасовой оплаты нельзя.

Разработку любой системы можно условно представить в виде треугольника, вершинами которого являются функциональность, ресурсы и время, жестко связанные друг с другом (рис. 3.1). Фиксируя любую вершину в качестве основного приоритета, другие вершины могут сдвигаться в процессе разработки. Так, если жестко фиксируется время (например, система должна быть реализована к строго определенной дате), то необходимый объем ресурсов может возрастать (ведь нужно справиться с задачей в кратчайшие сроки), одновременно от какой-то функциональности придется отказаться.

Таким образом, реализация любого проекта — это всегда компромисс между тремя указанными параметрами, что четко должны понимать как заказчик, так и исполнитель.

Учитывая, что любые услуги консалтинга, включая интернет-технологии, — это прежде всего работа специалистов, наиболее простым критерием оценки является ставка за рабочий час специалй ста. В России эти цены колеблютс Ресурсы Время в настоящее время в интервале о

ЕСЛИ несколько усложнить задачу, следует принимать во вни-ние, что люди, необходимые для успешного выполнения проек-на самом деле различаются уровнем своей квалификации и со-тветственно компенсации. На рис. 3.2 показаны уровни сложно-ти задач. Если для реализации проекта вы привлекаете только про-паммистов, не ожидайте от них четкой постановки задачи или гениального художественного дизайна. С другой стороны, если объем работ по проекту входит постановка задач и детальный системный анализ, будьте готовы к тому, что за время работы этих специалистов (которого в общей массе проекта будет значительно меньше, чем времени работы программистов и редакторов) придется платить значительно больше.

•Хотя основное время по любому проекту расходуется на более

зкихуровнях (широкое основание пирамиды), по мере подъема

Вершину значительно возрастает стоимость ресурсов. В резуль-

в общей стоимости работ по проекту именно верхушка, зани-

со ^^ наименьшее время, забирает максимальный объем финан-

Bbix средств.

^ ак, если для разработки корпоративного сайта может потре-

BD ТЬСЯ *^ часов HTML-кодирования и лишь пятая часть этого

6ни уйдет на стратегическое планирование, то в бюджете на

Мы °ТКУ Данного сайта две эти статьи будут вполне соизмери-

° Необходимым затоатам пппгтп

го часа работы человека, способного осуществить правильное ст тегическое управление, в пять раз выше, чем стоимость часа ПАК ты специалиста по HTML-кодированию.

Оплата по видам работ

ЕСЛИ вы когда-нибудь выступали в качестве заказчика интерне услуг, то знаете, насколько велик может быть разброс цен, пре ложенных потенциальными поставщиками услуг для выполнени одной, казалось бы, простой задачи —- разработки корпоративного сайта.

На российском рынке интернет-технологий сейчас работает не менее 20 профессиональных компаний (если рассматривать компании со штатом от 50 постоянных сотрудников). Цены, называемые компаниями, значительно различаются, что постоянно приводит в замешательство потенциальных заказчиков.

Помимо закономерного недоумения у заказчиков возникает желание разобраться в том, как сформировалась та или иная сумма в коммерческом предложении и что продается за эти деньги, Здесь и возникает путаница.

Во-первых, весь интернет-рынок находится на стадии формирования. Нет конкретной специализации среди компаний, нет контролирующих органов, нет единых стандартов как с точки зрения технологий, так и с точки зрения ведения бизнеса.

Во-вторых, не существует четких критериев выбора поставщика, которыми мог бы руководствоваться потенциальный заказчик.

В-третьих, отсутствие знаний и опыта по данной тематике у большинства заказчиков, наложенное на уверенность в своей высокой компетенции в вопросах интернет-технологий, приводит к недоразумениям при переговорах с потенциальными поставив ками услуг.

Разумеется, было бы совершенно некорректно заявлять, чт качество работы и ее коммерческая отдача напрямую связаны с И ной, которую запрашивают профессиональные компании за ев работу. Все обстоит значительно сложнее.

Необходимо отметить, что существуют различные критер оценки, на основе которых принимаются решения о формир0 нии бюджета и выборе поставщика у компаний разного ур° и направленности. Возьмем двух потенциальных заказчиков с V ных «полюсов»: частного предпринимателя из сферы малого неса и крупную корпорацию.

для

частного предпринимателя тремя основными факторами, выбор поставщика, скорее всего, являются еле-

. объем необходимых вложений (цена) ;

. скорость возврата инвестиций;

. простота дальнейшей поддержки.

Лля крупной корпорации три основных фактора таковы:

. соответствие ожиданиям (насколько полученный результат

соответствует запланированному); . совместимость как с существующими приложениями и'биз-

нес-процессами, так и с дальнейшими планами развития этих

направлений; • надежность и отказоустойчивость (не бывает абсолютно устой-

чивых систем, но заказчик, по крайней мере, должен получить

от поставщика доказательства его заинтересованности в под-

держании надежности системы) .

Все это означает, что одно и то же коммерческое предложение, представленное для небольшой компании и для крупной корпорации, может быть подготовлено по-разному.

Обратите внимание: для небольшого заказчика определяющим

фактором будет являться цена предложения, а для крупной кор-

порации она даже не входит в список основных критериев. Это

вовсе не значит, что цена для крупной компании не имеет никако-

го значения. Просто доступ к средствам для развития бизнеса здесь

осуществляется гораздо проще, поскольку средства эти берутся

из внутренних источников. Более того, чем крупнее компания, тем

°лее она консервативна. Более высокий бюджет на решение за-

Чи это дополнительный гарант достижения поставленной цели

соответственно снижение общего уровня риска.

астный предприниматель может легко пожертвовать совмес-остью нового решения и воспользоваться стандартным, шаб-ньщ решением, которое будет стоить недорого. Он также мо-ыстро принять решение о смене приоритетов в случае изме-Ци" Я ВНешней обстановки для более быстрого возврата инвести-По г ^>^пная корпорация связана определенными требованиями Вместимости. ради которых она жертвует ценой. Любые за-

цен ПР°ХОДЯТ необходимые инстанции при согласовании, и изме-ц^ требований по ходу процесса в крупной компании воспри-ется очень болезненно.

ВЫБОР ПОЛРЯДЧИКА

Очевидно, что одна компания-поставщик не может одноврем удовлетворять всем требованиям. В результате естествен» отбора одни компании начинают специализироваться на рак ° с крупными корпоративными заказчиками, другие — с мелки ? При этом смысл специализации и заключается в том, чтобы в сво секторе предоставлять максимально высокий уровень сервиса вечающий ожиданиям заказчиков в данной конкретной обдаст Однако сказанное совсем не значит, что у компании с небол шими потребностями и ограниченным бюджетом нет шансов по лучить эффективное решение дешевле: придется пожертвовать уникальностью, совместимостью и рядом других факторов.

При выборе поставщика компания должна в первую очередь определить ключевые факторы или критерии оценки, на основе которых будет осуществляться дальнейший выбор. Необходимо осознавать, что любой выбор является компромиссом, тонким балансированием между различными возможностями.

В России наиболее распространенной на сегодняшний день системой оплаты услуг по разработке интернет-ресурса является четкое определение объема работ по проекту и фиксирование цены конечной системы в контракте.

С одной стороны, такой подход прост и прямолинеен: заказчик четко знает свой бюджет на весь проект. С другой стороны, этот вариант годится только для простых и понятных проектов, которых в области электронного бизнеса и интернет-технологий практически не бывает из-за динамики, с которой развивается этот бизнес. Так, например, если в рамках разработки сайта требуется создать каталог продукции компании-заказчика и при этом не оговорены функциональные возможности такого каталога, то возможное непонимание между сторонами может привести к серьезному конфликту и даже разрыву отношений. Заказчик будет говорить, что возможность посетителя сайта собрать из продукции в каталоге виртуальный заказ, осуществить сквозной поиск по характеристикам товаров и т.д. — это неотъемлемые функциональные возможности любого виртуального каталога, как он его понимал, а для исполнителя добавление таких функций связано с дополнительными, не запланированными в рамках проекта расходами.

Таким образом, модель ценообразования на основе фиксир0 ванной цены таит в себе риск недостижения результатов, ожйДа емых обеими сторонами от этого проекта. Заказчик может не по лучить удовлетворяющего его результата работы, а исполнитель "' адекватной затратам денежной компенсации.

менее данная модель наиболее проста для понимания как

чиками, так и исполнителями. «Сколько у вас стоит сайт? — ^сяч долларов. — Дорого что-то. Тут нам за три тысячи пред-^ т » Заказчик хочет четко знать, сколько будет стоить разра-

сайта, при этом, чем сложнее задача, тем труднее адекватно

J"~wTb стоимость работ на предварительном этапе. °^ это ни парадоксально, наиболее сложным моментом в ра-дюбой компании, предоставляющей услуги, является правиль-оценка себестоимости работ. Многие компании просто не зна-сколько стоят их услуги и соответственно действуют по прин-

пу «а сколько вы за это можете заплатить?» Конечно, вам как

тенциальному заказчику может быть совершенно неинтересно, как исполнитель будет просчитывать себестоимость. Вам важно понять, сколько придется заплатить за выполнение работы. Однако представление о возможных издержках поставщика услуг может дать неоспоримые преимущества при оценке полученных предложений и при окончательной торговле с поставщиками, ведь они больше не смогут играть на вашем неведении.

Безусловно, работа специалистов — не единственный параметр, определяющий конечную стоимость проекта. Помимо рабочей силы ценообразование определяется еще несколькими факторами: рисками, знаниями и технологиями, работой специалистов, оборудованием, программами, инфраструктурой. В большинстве случаев заказчик не получает доступ к оценкам этих факторов — они закладываются в стоимость рабочего часа специалиста. Тем не менее вам в любом случае имеет смысл это знать.

Наиболее просто оцениваемый фактор — это оборудование, программы и инфраструктура. Очевидно, что для реализации технологически сложных услуг необходимо наличие соответствующего оборудования и программного обеспечения. Чем серьезнее компания-разработчик, тем больше дополнительные издержки на одни и те же работы.

Например, серьезная компания не может позволить себе ис-°льзовать нелицензионное программное обеспечение. Только А110 это определяет увеличение цены услуг в два-три раза отно-

Тельно компании, которая будет выполнять услуги на вручную

Ранном компьютере и пиратском софте.

Если

что

подходить к этому вопросу более широко, можно сказать,

заказчик в данном случае платит за устойчивость партнера, °торым работает. Любая компания подвержена постоянным ут-ам извне. Помимо традиционных (пожар, ограбление, револю-

ция и т.д.) существует, например, постоянное давление на COTDV ников со стороны конкурентов и инвесторов, желающих собдя нить наиболее талантливых из них. Тем не менее заказчик дол» иметь четкие гарантии того, что ни одно из вышеприведенных OR стоятельств не отразится критическим образом на порядке и к честве предоставления услуг поставщиком.

Подобные гарантии, выраженные в форме системы резервно го копирования и защиты от сбоев, дублирования ресурсов, акк\-ратного ведения документации по проектам, обязательно буду,, связаны с более высокими ценами в связи с дополнительными издержками.

С другой стороны, если для выполнения единовременного проекта требуется привлечение группы квалифицированных специалистов, причем управление проектом все равно осуществляется на уровне заказчика, привлечение крупной профессиональной компании вряд ли будет оправданным шагом. В этом случае небольшая динамичная компания сможет выполнить задачу в более сжатые сроки и с использованием значительно меньшего бюджета, Тогда мы говорим, что у заказчика нет необходимости оплачивать гарантии устойчивости: он берет риск невыполнения или недолжного выполнения проекта на себя.

Не очевидным, но критически важным моментом в ценообразовании являются знания и технологии, которые накоплены в компании по решению тех или иных проблем и задач. Объяснить это достаточно просто. Когда то или иное технологическое решение выполняется впервые, на него тратится значительно больше времени и ресурсов, чем если оно уже было разработано для другого проекта и теперь внедряется повторно.

Самым странным, на взгляд заказчика, является фактор риска в оценке стоимости проекта. Риски могут быть связаны как с самим заказчиком (непонимание или невыполнение им своих обя зательств, предъявление необоснованных и нереальных требовэ ний и т.д.), так и с внешними факторами (использование ново* неиспытанной технологии, зависимость успеха проекта от юнктуры рынка или ситуации в определенной отрасли и т.д.)-

Очевидно, что при создании обычного корпоративного с риски минимальны. Эти задачи решаются постоянно и по отл< ной технологии. Однако «обычных» сайтов становится все У-ше. Решаемые в настоящее время задачи выходят далеко за _ традиционных технологий относительно не только российсК0 но и мирового уровня.

R слУ436 сложного и неопределенного проекта, когда заказчик

ко приблизительно знает, чего он хочет достичь, а исполни-

Т лишь предполагает, какой конечный результат может удовле-

Т пить заказчика, определение цены проекта часто представляет

бой базарный процесс торговли: стороны делят риск несоответствия ожиданий.

Кто-то может сказать: «А почему бы не определить четко всю Функциональность, которая должна быть заложена в конечную систему и не прописать окончательную оценку в контракте?» Внешне это выглядит достаточно логично, однако некоторые причины делают этот подход практически неработающим:

. процесс разработки функциональных требований и детальный системный анализ, необходимый для того, чтобы точно определить объем работ и цену, сам по себе является трудоемкой и дорогостоящей процедурой и часто составляет до половины всех расходов на разработку системы. Поставщики услуг не хотят выполнять эту работу бесплатно, без гарантии оплаты, а заказчики редко соглашаются оплачивать ее отдельно;

• по мере того как заказчик начинает больше разбираться в интернет-бизнесе, его приоритеты меняются; проявляются дополнительные детали, меняется внешняя среда. Исполнитель, который будет слепо следовать разработанным спецификациям, может поставить заказчика в неудобное положение и потерять его. Выполнение же всех новых требований и изменений может затянуть проект на годы и разорить исполнителя.

Все это приводит к тому, что при работе на принципах фикси-Рованной цены исполнитель вынужден закладывать в стоимость проекта риски, связанные с неопределенностью задачи. Величина этих рисков и соответственно их стоимость зависят от субъективных обстоятельств и определяются менеджером проекта со стороны исполнителя при оценке проекта (умение определить эти рис-и и оценить их — одно из наиболее важных качеств менеджера вобласти интернет-проектов).

По всем законам рынка цены в крупной компании будут, как Ранило, выше цен на идентичные сервисы в более мелкой компа-

И Основная причина — большие накладные расходы, которые вклюочают в себя:

инвестиции в активы, гарантирующие устойчивое и стабильНое существование и развитие компании.

Hosted by uCoz